Введение РФ новых правил пересечения границы грозит "закупорить" еще ряд таможенных пунктовCейчас на таможне скопились несколько сотен грузовиков
Введение российскими таможенниками новых правил может застопорить работу еще ряда таможенных пунктов, пишет КоммерсантЪ-Украина со ссылкой на свои источники
Напомним, у трех пунктов пропуска на границе Украины и России (Новошахтинск - Должанский, Весело-Вознесенка -Новоазовск, Матвеев Курган -Успенка) вторые сутки сохраняются пробки из длинномерных грузовиков. С 28 октября Южное таможенное управление Федеральной таможенной службы России (ФТС) остановило оформление транзитных автомобильных грузов по книжкам международных дорожных перевозок (МДП; TIR). Причиной стало то, что с 14 сентября книжки МДП в РФ потеряли статус единого документа таможенного транзита и международную гарантию уплаты таможенных пошлин и налогов.
Таким образом, грузовые автомобили со знаками TIR уже не имеют возможности пересекать российскую границу без финансового национального обеспечения уплаты всех сборов в бюджет РФ. Новые правила вступили в силу на Северном Кавказе, в Приволжье, на Урале, в Сибири и на Дальнем Востоке, и вскоре начнут применяться на остальных участках границы РФ. Применение книжки МДП закреплено Таможенной конвенцией ООН 1975 года, ее ратифицировали 69 стран, в числе которых находится и Россия.
Президент Ассоциации международных автомобильных перевозчиков Украины (АсМАП) Леонид Костюченко утверяет, что в мире действия России резко осуждают. "Они решили, что международная конвенция им не подходит, Международный союз автомобильного транспорта (МСАТ) обращался к президенту, премьер-министру, но никакой реакции, - возмутился он. -Книжка МДП покрывала риски на 60 тыс. евро".
По мнению Костюченко, что новые правила установлены в интересах действующей при ФТС компании Ростэк. Она, а также СК Арсеналъ, компании Адал, Таможенная карта и Мультисервисные платежные системы стали поручителями при пересечении таможни. "Все началось из-за того, что таможня обвинила АсМАП России в долге перед бюджетом на 20 млрд руб., но ассоциация выиграла суды", - рассказал Ъ руководитель донецкого подразделения АсМАП Иван Борисов. С 1 декабря ФТС разорвет соглашение с АсМАП РФ. "А если расторгает, то усложняет применение конвенции на практике", - отмечает юрист юрфирмы Ильяшев и партнеры Николай Алексюк.
Как пишет Ъ, новые правила повысят расходы перевозчиков на перевозку через РФ. Финансовые гарантии, оформленные через Ростэк, по словам Костюченко, обходятся в $1-3 тыс. "На четырех пропускных пунктах со среды стоят 267 машин, и очевидно, что многим придется заплатить, так как есть скоропортящийся товар", - отмечает он.
Собеседник издания в Миндоходов отмечает, что пока по старым правилам работают пункты Северо-Западного и Центрального таможенных управлений (Харьковская, Сумская, Черниговская области), куда можно перевести грузопотоки. Однако через неделю-полторы, предупреждает он, загружены будут все пункты.
Юрист Николай Алексюк отметил, что Россия нарушает международную конвенцию и в конечном итоге сама может от этого пострадать, так как ответом может стать пересмотр норм других договоров в отношении российских компаний и их доступа на другие рынки. Он подчеркивает, что в октябре АсМАП России оспорил в Высшем арбитражном суде РФ письмо главы ФТС Андрея Бельянинова, регламентирующее новые правила транзита: судьи отметили отсутствие регистрации документа в Минюсте и его необнародование. Но таможня выдала такое же письмо и сейчас на основании него работает.

Корреспондент.biz